Пояснение

Напишу некоторые свои соображения по поводу рейтинга СПН (опираясь на данные Википедии, которая ссылается на сведения tvbythenumbers.zap2it.com). Под рейтингом я буду подразумевать абсолютные цифры размера аудитории.

По горизонтали отложены номера эпизодов, по вертикали - аудитория в млн.:



Первое, что следует отметить, - это сквозной, проходящий через все сезоны тренд, начинающийся на отметке 4,5 млн., и два коридора сверху и снизу шириной около 900 тыс. Средний уровень снижения - 25 тыс. за эпизод.

Примерно та же картина наблюдается, если по горизонтали отложить даты:



Формально ситуация развивалась следующим образом. В первом сезоне число зрителей было максимальным, но лояльность аудитории была еще относительно слабая, и размах колебаний иногда превышал 1,5 млн. Исторический рекорд количества зрителей у 1.13 Route 666 - 5,82 млн. (1.01 Pilot на втором месте). Во второй половине первого сезона произошло выпадение рейтинга из верхнего коридора в нижний. Можно предположить, что причиной этого достаточно резкого падения стал перенос дня выхода серий (начиная с 17-го эпизода) со вторника на четверг.
Движение в нижнем коридоре продолжилось в течение второго и третьего сезонов. А в конце третьего - начале четвертого произошел значительный прогресс: к аудитории прибавилось примерно 900 тыс., тренд из уровня сопротивления превратился в уровень поддержки, сериал возвратился в верхний коридор, в котором и закрепился вплоть до настоящего времени. Прироста, полученного в начале четвертого сезона, хватило на 2 года – без него рейтинг уже в конце пятого сезона был бы примерно таким же, как в конце седьмого. Переход в начале шестого сезона выхода серий с четверга на пятницу не вызвал заметных изменений. Будет интересно проследить, как скажется на рейтинге переход с пятницы на среду в восьмом сезоне.

Если проанализировать регрессию аудитории по сезонам, то уровни снижения рейтинга окажутся такими:

Сезон
Средний
уровень
снижения
за эпизод, тыс.
Относительный
уровень
снижения
за эпизод, %
Относительный
уровень
снижения
за сезон, %
Кол-во
повышений
рейтинга
за сезон
Кол-во
снижений
рейтинга
за сезон
Доля
снижений
рейтинга
за сезон, %
190,61,73691257
227,50,81771568
329,40,9158850
426,10,817111150
511,80,49111150
626,71,123101255
711,50,61491461














Относительно быстрое падение рейтинга в первом сезоне постепенно замедлилось к пятому, потом ускорилось в шестом и вновь замедлилось в седьмом.

Сделаю отступление: Сэру Гэмбл иногда упрекают, что при ее руководстве произошло довольно резкое падение рейтинга, – но, на самом деле, оно было почти в пределах нормы, заданной предыдущими годами. По крайней мере, не было ни какого-то серьезного прорыва (которого вообще едва ли можно было ожидать: даже при Крипке такой прорыв наблюдался только однажды), ни явного провала. Просматривается такая картина: определенная часть зрителей, остававшаяся до конца пятилетней сюжетной арки, решила продолжить смотреть шестой сезон, но в середине его ушла. Это вызвало слишком быстрое падение рейтинга к нижней грани коридора, но зато лояльность оставшейся аудитории повысилась, и падение рейтинга замедлилось - он вошел в более узкий коридор.

Если посмотреть, как менялся рейтинг после хиатусов, то получается:

Длина
перерывов,
недели
Кол-во
повышений
рейтинга
после перерыва
Кол-во
снижений
рейтинга
после перерыва
Доля
снижений
рейтинга
после перерыва, %
Относительный
уровень
изменения
после перерыва, %
1486658–0,9
2 - 37542+5,5
4 - 65550+1,3
7 - 101583–9,2
> 10
(межсезонье)
4233+9,1












Таким образом, после недельного перерыва рейтинг в среднем падает; если перерыв составляет 2 - 3 недели, то интерес возрастает, но после более длинного хиатуса он снова уменьшается. Исключение составляет межсезонье, после которого более вероятно, что рейтинг возрастет.

Дальнейшие мои соображения по поводу рейтинга в восьмом сезоне можно читать по вот этому тегу.